Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Гимназия №16 "ИНТЕРЕС"
Люберецкий муниципальный район
Московской области

140010, Моск.обл., г.Люберцы, просп. Гагарина, д.10
Языки образования: русский.
ПОЧТА


16gimn@mail.ru

ПРИЕМНАЯ


8 (498) 505 91-92

ФГОС

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

С 1 сентября 2013 года по новым стандартам предстоит учиться всем ученикам 1, 2 и 3 классов, в том числе и в нашей гимназии.


Зачем поменяли стандарт?

Cегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы - это когда вы выбираете и ищете свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центре системы образования теперь стоит программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова)

 

Прошли ли апробацию новые стандарты?

Да, Московская область (и город Люберцы) находятся в числе 14-ти из 89-ти регионов РФ, участвовавших в апробации ФГОС c 1 сентября 2010 года.

 

Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (к концу 4 класса) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться.

   Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В  начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности.

   Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена рекомендованная программа, на основе которой коллектив нашей гимназии формирует свою основную образовательную программу начальной школы (далее – ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу с учащимися.

 

Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

   Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего, для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

 

Изменятся ли учебники для начальной школы?

   Да, содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа. В гимназии №16 «Интерес» педагоги начальной школы работают по УМК «Планета знаний» и «Школа 2100».

 

Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?

   Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.); все это прописано в основной образовательной программе гимназии. В случае, если по вашему желанию в гимназии организовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, что предусматривает ООП), тогда услуги оплачиваются родителями согласно заключенному договору. Кроме того, оплачиваются родителями и экскурсии: школа их организует, но за саму экскурсию, проезд, билеты платят родители. Однако не стоит забывать, что организованные школой кружки, секции, занятия, экскурсионные поездки – всё это способствует развитию детей.

 

Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать Ваш ребенок?

   Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Только родитель знает и понимает интересы и возможности своего ребенка. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 3- 4 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

 

Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?

     Количество часов в неделю увеличилось за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года. Это касается учебных часов. В соответствии с ФГОС добавлены еще 10 часов внеурочной деятельности в неделю.

 

Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе (5-ти или 6-тидневка)?

Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя не допускается.

 

Предусматривает ли новый стандарт увеличение количества учебных предметов в начальной школе?

   Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результатам обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметов определяется выбранной моделью обучения, зафиксированной в ООП. Например, для достижения результатов в предметной области «филология» школы реализуют такие предметы, как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Этот список может быть дополнен такими предметами, как внеклассное чтение, риторика, второй иностранный язык. Как правило, набор предметов сформирован группой разработчиков учебно-методических комплектов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.

В связи с этим каждый заинтересованный родитель должен подробно ознакомиться с образовательной программой, реализуемой учебным заведением, и выбрать ту школу, образовательная программа в которой наиболее соответствует возможностям и интересам ребенка.

 

С какого класса дети будут изучать иностранный язык согласно новому стандарту?

Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.

 

С какого класса дети будут изучать информатику согласно новому стандарту?

Информатика в начальной школе может изучаться как отдельный предмет, а может быть интегрирована с другими предметами. Так, знакомство с различными видами информации может осуществляться на математике, окружающем мире; ввод текста на клавиатуре может быть освоен на русском языке. Продолжительность изучения предмета определена основной образовательной программой школы. 

В нашей гимназии проводятся отдельные уроки информатики в специализированном кабинете информатики с 1 класса. Эти «начальные» уроки проводит учитель информатики. А закрепляют умения ребята в своем классе со своей учительницей на новом современном оборудовании: нетбуках, с использованием интерактивной доски, медиапроектора, документ-камеры – уже на своих уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира.

 

Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?

Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

 

Допускается ли работа на компьютере в первом классе?

Да, и даже приветствуется, но при соблюдении определенных правил. Учитель обязательно чередует такую работу с другими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительностью времени работы учащихся за компьютером.

 

Учитель не ставит оценок в 1-ом классе и не задает домашнее задание, правильно ли это?

Да, согласно п.10.10 СанПиНа, обучение в первом классе осуществляется без балльного оценивания и домашних заданий.

 

Должна ли школа обеспечить горячее питание учащихся?

Да, обеспечение учащихся горячим питанием – одно из обязательных условий, которые должна обеспечить школа. Оплата за питание производится родителями (законными представителями). Для ребят «льготных категорий» предусмотрено льготное питание (при наличии необходимых документов). В нашей гимназии вопросами питания занимается социальный педагог. Кстати, у нас очень вкусно кормят и завтраком, и обедом, и даже полдником (тех ребят, кто остается в гимназии до вечера).

 

Сколько детей может обучаться в одном классе?

Количество определено СанПиН - до 25 человек.

 

Готовы ли учителя работать по новым стандартам?

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование: в предметной области, во владении методикой и технологиями обучения. По закону  РФ об «Образовании»  и в соответствии с нормами трудового законодательства, учитель не реже чем каждые пять лет проходит повышение квалификации. Обучаются учителя и в самой гимназии.

 

Как выбрать программу обучения для своего ребенка?

   Все программы обучения начальной школы соответствуют возрастным особенностям детей начального школьного возраста и прошли федеральную экспертизу. Об особенностях программ вы можете узнать в гимназии, в сети Интернет. На ознакомительных родительских собраниях, которые проходят в нашей гимназии с марта по август, директор подробно рассказывает о гимназии, об основной образовательной программе и особенностях обучения по каждому из учебно-методических комплексов. Следует встретиться также с завучем начальной школы, обсудить все волнующие вас вопросы, прислушаться к его рекомендациям. Можно обратиться к школьному психологу. Усвоение программы ребенком зависит как от профессионализма учителя, так и от индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей, особенно в первый, адаптационный период.

 

Как узнать, правильно ли учитель учит?

Не делайте поспешных выводов. Если вас что-то тревожит, обратитесь к администрации гимназии.

 

Когда ребенок окончит ступень начального образования и перейдет в 5-ый класс, будет ли он учиться по новому стандарту?

Да, если ваш ребенок поступает в школу в 2011 году и позже, то с 2015 года он будет учиться по новому стандарту основного общего образования (5-9 класс).

 

Где Вы можете получить дополнительную информацию о ФГОС?

    Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

   Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

 

Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!

 



УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСЫ ШКОЛЫ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ
 

Из Закона «Об образовании» 
Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

  1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.
  2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
  3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
  4. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

В нашей гимназии работает Управляющий совет, функции , полномочия, права и обязанности которого определяются «Положением об Управляющем совете». 
Ознакомиться с этим документом Вы можете на стойке в канцелярии.
 

 
Как осуществляется финансирование образовательных учреждений города в связи с переходом на нормативное (подушевое) финансирование? 

Из Закона «Об образовании» 
Статья 41. Финансирование образовательных учреждений. 

  1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.
  2. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе...
  3. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  4. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации...
Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. 

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. 

    Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений. 
    1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
    2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.
    3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.

    Из приведенных статей Закона «Об образовании» следует, что образовательный процесс в рамках государственного стандарта полностью финансируется из бюджета. Следовательно, все уроки в 1-й половине дня и занятия с учащимися во 2-й половине дня, входящие в школьное расписание, проводятся бесплатно. Платные образовательные услуги оказываются образовательным учреждением сверх учебной программы, утвержденной Базисным учебным планом, а не вместо нее. 

    Что такое добровольные пожертвования? 

    Помимо бюджетного финансирования и доходов от предпринимательской деятельности школа вправе привлекать добровольные пожертвования от физических и юридических лиц. В соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» средства в виде благотворительных пожертвований могут приниматься школой только на добровольной основе. Все пожертвования в виде членских и целевых взносов вносятся через Общественную родительскую организация «Школьное партнерство», деятельность которой также регламентируется ее Уставом. Ознакомиться с лицензией, свидетельством о регистрации и уставом общественной организации, а также с условиями финансирования и деятельности общественной организации можно у председателя общественной организации «Школьное партнерство».